- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Углубленный анализ вопросов гражданства Российской Федерации и его принципов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006232 |
Тема: | Углубленный анализ вопросов гражданства Российской Федерации и его принципов |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические и конституционно-правовые аспекты гражданства Российской Федерации ……………………………………….6 1.1. Понятие и сущность гражданства ……………………………….6 1.2. Конституционно-правовое регулирование гражданства ............12 Глава 2. Характеристика некоторых принципов российского гражданства ………………………………………………………………….17 2.1. Принципы единого гражданства и равного гражданства……...17 2.2. Принцип недопустимости лишения гражданства и сокращения числа лиц без гражданства ………………………………………………….19 2.3. Принцип допущения двойного гражданства……………………23 Заключение ……………………………………………………………28 Список использованных источников и литературы…………………32 Введение Во времена царской России, понятия «гражданство» и «гражданин» не существовало, имело место быть понятие «подданство». Оно имело мало общего с нынешним гражданством, поскольку, не являлось отражением равноправия и демократизма. Первое упоминание о гражданстве в традиционном понимании произошло позже, в изданном Декрете ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г, в котором провозглашалось уничтожение всех сословий, и введение единого для всех наименования-граждане Российской Республики. С этого момента государство постепенно издавало новые положения о модернизации вопросов связанных с гражданством. Актуальность исследования: Гражданство является неотъемлемым атрибутом принадлежности человека к государству и влечет за собой взаимные права и обязанности для гражданина. Основным регулятором вопросов связанных с гражданством в Российской Федерации выступают такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ - она закрепляет основные положения, связанные с получением, действием и окончанием действия гражданства ссылаясь на Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» принятый Государственной Думой 19 апреля 2002 года, в котором описаны основные правила, регулирующие все вопросы, связанные с гражданством в Российской Федерации. Также непосредственным регулятором вопросов касающихся гражданства России выступают международные договоры, соглашения, например, международное соглашение о возможности принятия двойного гражданства с Таджикистаном, дает право гражданам этой страны получить Российское гражданство, и гражданам России одновременно являться резидентами Таджикистана. Стоит отметить, что вопросы, связанные с гражданством также регулируются другими нормативно-правовыми актами, которые освящают вопросы о гражданстве в России. Например, Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 551 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325", который вносит изменения в уже существующее положение. Немаловажным является тот факт, что с течением времени вопросы гражданства не теряют своей актуальности и имеют приоритетный уровень значимости для государства и людей в целом, поскольку высшей ценностью в России является человек, его права и свободы. Как известно, государство предоставляет гарантии своим гражданам в защите их интересов и прав, но законодательство в сфере гражданства динамично развивается и требует новых исследований, основанных на законодательстве Российской Федерации. Объектом курсового исследования выступают законодательно закрепленные положения о статусе личности в Российской Федерации. Предметом курсового исследования являются закрепленные в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах положения о гражданстве Российской Федерации. Целью данной работы является углубленный анализ вопросов гражданства Российской Федерации и его принципов. Для достижения указанной цели ставим следующие задачи: 1. Изучение теоретических и конституционно - правовых аспектов гражданства РФ. 2. Ознакомление с основными принципами гражданства в РФ. 3. Изучение способов приобретения и прекращения гражданства в РФ. Правовую основу темы составляют: Конституция РФ, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. В том числе ФЗ «О гражданстве РФ». Теоретическую основу исследования составляют посвященные ей научные труды и статьи известных публицистов. Среди авторов работ, касающихся данной темы можно выделить таких известных ученых как С. Г. Сергеев, М. Дашков, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, М.В. Мархгейм, Е.Е. Тонков, Н.В. Соколова, Д.Д. Остапенко и другие. Методологическую основу исследования составили современные методы познания. Применялся также ряд специальных методов: сравнительно-правовой, статистический, системный, конкретно-социологический, исторический, формально-правовой и др. Структура курсовой обусловлена логикой исследования, а также его целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографического списка . Глава 1. Теоретические и конституционно-правовые аспекты гражданства Российской Федерации Понятие и сущность гражданства Гражданство российской Федерации - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Данную формулировку нам предоставляет законодатель в нормативно-правовом акте, который регулирует все основные вопросы, связанные с гражданством в России - Федеральный закон от 31.05.2002 N 62- "О гражданстве Российской Федерации". Стоит отметить, что непосредственным источником, в котором берет своё начало гражданство в России - является Конституция РФ, которая гласит ««Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Таким образом, государство предоставляет и гарантирует своим гражданам: социальные, политические, и иные права, которые присущи только тем лицам, которые имеют ту самую устойчивую связь с государством - гражданство. Стоит отметить, что данные права влекут за собой и обязанности. Так, граждане России обязаны: соблюдать законодательство, нести военную службу, платить налоги, сохранять окружающую среду и т.д. Но Конституция закрепляет лишь основы, и ссылается на вышеуказанный Федеральный Закон в полной мере. Также вопросы, связанные с гражданством в России регулируются международными нормативно-правовыми актами, указами Президента Российской Федерации, которыми были утверждены Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и состав этой Комиссии и другие. Д.Д. Остапенко рассматривает гражданство в качестве правового состояния лица, обусловленного его принадлежностью к определенному государству. Е.А. Лукашева определяет гражданство как политико-юридическое состояние. Фактически определение гражданства как правового состояния употребляется повсеместно при рассмотрении его как части правового статуса (правового положения) личности. Н.В. Витрук, определяя гражданство как правовую связь по принадлежности лица к определенному государству, вместе с тем подчеркивает, что гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенное правовое состояние. По мнению противников такого понимания гражданства, подобный подход к гражданству не вполне обоснован, поскольку правовое (политико-правовое) состояние лица является результатом гражданства и в силу этого носит производный характер. В настоящее время ученые выделяют три основных значения понятия «гражданства»: одно из суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт. Гражданство как одно из суверенных прав государства определяет тот факт, что государство уполномочено в одностороннем порядке регулировать вопросы, связанные с гражданством. Из самого определения «государство» можно сделать вывод о том, что необходимыми его элементами являются : аппарат управления, единая территория, население. Как известно, население Российской Федерации является неоднородным, поскольку, территорию страны занимают лица постоянно или временно проживающих на территории России. Не все проживающие на территории страны люди заинтересованы в том, что бы относиться к государству как к своему, а потому, в случае конфликта, угрозе безопасности государства, войн они попросту не будут ничего предпринимать. Данная безответственность со стороны лиц временно проживающих на территории страны является неудовлетворительной для государства, потому государство стремится к выделению и формальному закреплению тех лиц, которые готовы нести по отношению к стране взаимные права и обязанности. В данном случае, в качестве формально закрепленных лиц выступают граждане. Безусловно, в интересах любой страны является преобладание среди населения граждан, для определения линии поведения страны в целом. Лица без гражданства и граждане других стран, несомненно, являются для государства полезными, но они ему не принадлежат. Формально-правовое обособление граждан осуществляется путем установления государством условия, порядка приобретения, действия, прекращения гражданства, заключения международных соглашений связанных с гражданством. Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляется в виде устойчиво связью с государством в целом, которая выражает принадлежность индивидов к своему государству. Данная связь носит первичный характер по отношению к другим правовым связям государства и человека, например, человека и органов власти. Устойчивость гражданства ярко выражена в неизменности и бессрочности. Прекращение гражданства имеет место быть только в тех случаях, которые прямо указаны в законе. Государственные органы и граждане не вправе изменять правовое содержание гражданства, и обязаны следовать тому, что прямо закреплено в законе. Первичность гражданства заключается в том, что состояние гражданства непосредственно определяет и закрепляет права, обязанности и правовой статус индивида. С одной стороны, на индивида полностью распространяется суверенная воля государства, с другой стороны, государство обеспечивает полную защиту и покровительство независимо от места его проживания индивида. Как правовому состоянию, гражданству очень близко подданство- также является принадлежностью к определенному государству. Стоит отметить, что между ними имеется ряд существенных отличий, которые заключаются в степени и характере принадлежности. Как правило, подданство означает крайнюю степень принадлежности, что присуще государствам с монархической формой правления. Несомненно, подданный наделен определенным перечнем прав, обязанностей, но он не является и не может являться субъектом власти в своей стране. Гражданство-напротив, представляет собой взаимную принадлежность то есть не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. По мнению Л.Д. Воеводина, содержание гражданства составляют специфические права и обязанности лица по отношению к государству С.В. Черниченко гражданство определяет как двустороннюю правовую связь, складывающуюся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, причем это относится к любому государству. Однако простая совокупность соответствующих прав и обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве. Мнение С.В. Черниченко располагает к дальнейшей дискуссии, и в полной мере описывает данное законодателем определение гражданства в настоящее время. Что касается высказывания Л.Д Воеводина, то в Советское время данное мнение являлось наиболее актуальным, поскольку, государство полностью контролировало своих граждан, не давая им свободу выбора и требуя от гражданина соблюдения прав и обязанностей, взамен не предоставляло демократических гарантий и прав по отношению к государству. В настоящее время высказанное Воеводиным мнение является неактуальным. А.Н Кокотова считает, что граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «собственниками» своего государства. Коллектив граждан - первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив. Также невозможно согласиться с мнением Кокотовой в связи с тем, что в настоящее время понятие «собственник» по отношению к гражданам России недопустимо. Законодательно закрепляются основания выхода из гражданства, и вступление в него, именно поэтому невозможно назвать граждан «собственниками» своего государства. Различие гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Например, в Японии в соответствии с Конституцией император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие указанного принципа в соответствии с Конституцией в Японии устанавливается институт гражданства. Таким образом, отличительно особенностью гражданства как индивидуально-правового состояния - это наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан). Гражданство в качестве конституционно-правового института- это набор конституционных и обычных норм , которые регулируют с одной стороны отношения между государством, с другой стороны- с лицами без гражданства, гражданами , иностранцами. На основе всего вышеизложенного, можно приди к выводу, что понятие гражданство имеет множество понятий и закрепленных учеными, законодателем формулировок, но значение у гражданства остается неизменным - устойчивая связь человека с государством, имеющая взаимные права и обязанности. Конституционно-правовое регулирование гражданства Конституция РФ как уже было сказано выше - включает в себя базисные основы по вопросам гражданства в России, но конкретизируются и поясняются они непосредственно в ФЗ «о гражданстве Российской Федерации», также другими нормативно-правовыми актами, касающимися данного вопроса. Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы: а) регулирующие порядок приобретения гражданства; б) регулирующие порядок прекращения гражданства; в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве В преамбуле ФЗ «о гражданстве в РФ» указано, что данный закон предназначен для реализации принципов международного права, и непосредственно основного закона – Конституции РФ по вопросам связанным с гражданством и непосредственно реализации прав человека, для обеспечения гражданам покровительства со стороны государства находящимся за пределами страны, и обеспечения благоприятных условий для проживания непосредственно на территории Российской Федерации . В Конституции РФ установлены основные принципы гражданства, но способы их реализации подробно регулируется обычными законами. Так, Конституция и ФЗ «О гражданстве РФ» устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них необходимо выделить следующие: Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что гражданство на всей территории России является единым. Данный принцип является одним из самых важнейших, поскольку Российская Федерация имеет федеративное устройство. Также, стоит отметить, что единое гражданство в федеративном государстве является неотъемлемым условием для сохранения целостности и суверенного статуса страны. Независимо от того, каким образом, при каких обстоятельствах, в какое время было приобретено гражданство РФ, оно является равным. Законодательно не устанавливаются какие-либо особенности в связи с различными способами приобретения гражданства, будь то приобретение по рождению, восстановление гражданства, в связи с усыновлением, путем принятия гражданства, правовой статус лиц не меняется. Л.Д. Воеводин полагал, что в теории и в законодательстве нередко смешиваются вопросы о принадлежности и сохранности гражданства с вопросами о приобретении его. К последнему случаю он не считал возможным относить приобретение гражданства по рождению, поскольку в этом случае отсутствуют и выражение воли лица, и особая процедура вступления в гражданство. По его мнению, приобретение гражданства на основе рождения следует отнести к проблеме принадлежности и сохранения гражданства. Примером тому может послужить судебная практика : Гражданское дело по заявлению Бикмурзиной Р.Ф. к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации Ульяновской области в Инзенском районе о признании гражданкой Российской Федерации по рождению, выдаче паспорта гражданина Российской Федерации. По существу заявления Бикмурзина Р.Ф. пояснила, что родилась 20.05.1958 года в с. Дракино Инзенского района Ульяновской области. В 1984 году уехала на постоянное место жительства в Республику Узбекистан. Там после распада СССР ей был выдан паспорт гражданина Узбекистана, хотя от гражданства РФ она не отказывалась. Суд решил: Заявление Бикмурзиной Р.Ф. к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации Ульяновской области в Инзенском районе, Управлению Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности принять документы на оформление гражданства в упрощенном порядке, оформлении гражданства в упрощенном порядке без вида на жительство оставить без удовлетворения. Мнение Воеводина представляется в корне неверным, так как выражение воли лица и процедура вступления в гражданство не может быть осуществлена младенцами, но их право на изменение гражданства доступно на протяжении всей жизни, исходя из этого, вполне законным является установленный принцип законодателя именно в приобретении гражданства по рождению, а не в сохранении или принадлежности. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Данный принцип выражается в законодательном закреплении права каждого человека на получение гражданства причем, прием в гражданство осуществляется на доступных для человека основаниях. Международные документы о правах человека активно призывают государства к тому, что бы уменьшить количество людей без гражданства, в связи с этим Российская Федерация проводит активную политику, поощряя получение гражданства лицами без гражданства, и не препятствует им в получении гражданства иных государств. Также, законодательно устанавливается, что ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от родителей, которые не имеют гражданства - автоматически приобретает статус гражданина России. Свободный характер означает, что Конституция и Закон закрепляют право на изменения гражданства. Данного права не может быть лишен ни кто, поскольку, устойчивая связь лица государства не может быть насильственной, либо принудительной, так как это ущемляет свободу человека. Гражданин России не может лишиться своего гражданства. Ранее, советское законодательство устанавливало лишение гражданства как форму его утраты. В своей сущности, лишение гражданства-это разрыв гражданских связей между государством и лицом, в одностороннем порядке, по волеизъявлению государства. Гражданин не мог быть инициатором расторжения. В советском союзе лишение гражданства было обычной практикой, поскольку, являлось средством борьбы с противоречащей идеологией государства. До 1978 года государству представлялась полная свобода в выборе причины для лишения гражданства. В последующем, в законе 1990 года лишение гражданства стало ограничиваться законодательными рамками. В настоящее время, запрет на лишение гражданства вытекает из Конституции РФ и ФЗ «О гражданстве РФ», которые определяют, что человек сам вправе отказаться от гражданства, расторгнув связи с государством, по взаимному согласию с государством. Конституция РФ в статье 62 определяет, что гражданин РФ может одновременно являться гражданином другого государства (двойное гражданство) на основании ФЗ «о гражданстве РФ», либо международного нормативно - правового акта. В Советском государстве данное право не предоставлялось. Стоит отметить, что двойное гражданство не может возникать автоматически, не смотря на то, что иногда такие основания действительно имеют место быть. Законом установлено, что гражданин российской Федерации, имеющий иное гражданство, воспринимается Российской Федерации только как гражданин России, в исключительных случаях данный вопрос решается на основании предусмотренных нормативно-правовых актов. Также, приобретение иного гражданства не влечет прекращение российского гражданства в том случае, если это прямо закреплено в международном договоре. Также, в связи с тем приобретением иного гражданства, гражданин РФ обязан соблюдать законы, и выполнять обязанности по отношению к России. На основании статьи 27 Конституции РФ, которая закрепляет принцип сохранения гражданства в России тем гражданам, которые проживают вне её территории, обеспечивает право своим гражданам беспрепятственно выезжать за пределы страны, возвращаться обратно, выбирать место жительство в иных странах. Анны принцип вытекает из естественного права человека. Основываясь на статье 61 конституции РФ и ФЗ « о гражданстве РФ», Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за пределами страны. Также, Конституцией установлено, что гражданин РФ не может быть выслан из страны, или выдан другому государству, а за преступления совершенные вне своей страны граждане подлежат ответственности в своей стране. Правовой характер связи между лицом и государством, осуществление взаимных субъективных прав и юридических обязанностей позволяют рассматривать гражданство как конституционное правоотношение между лицом и государством. Это правоотношение регулируется обособленным комплексом правовых норм, который образует самостоятельный конституционно-правовой институт гражданства. Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой, как институт защиты прав и интересов государства Таким образом, мы рассмотрели основные моменты конституционно-правового регулирования вопросов связанных с гражданством в России. Безусловно, Конституционные принципы в полной мере отражают соблюдение прав и свобод человека в полной мере. Исходя из анализа теоретических и конституционно-правовых аспектов гражданства Российской Федерации, можно прийти к заключению о том, что законодатель определяет понятие «гражданство» в законе, но взгляд некоторых ученых по поводу этого определения значительно расходится, некоторые отталкиваются от того, что гражданство - это подчинение граждан государству в одностороннем порядке, некоторые определяют гражданство как двустороннее отношение государства и человека. В любом случае, наиболее точной является формулировка законодателя, так как она в действительности отражает нынешнюю позицию в России. Необходимо отметить, что Конституционное регулирование гражданства в России занимает основополагающую позицию и формирует основные нормы для реализации правовых принципов гражданства. Глава 2. Характеристика некоторых принципов российского гражданства 2.1. Принципы единого гражданства и равного гражданства В юридической литературе принципам гражданства уделяется особо важная роль, они характеризуются руководящими и основополагающими началами. Впервые, в начале 60х годов были предприняты попытки изучения принципов гражданства. На современном этапе, изучение принципов гражданства в науке конституционное право отсутствуют. Как нам уже известно, основные принципы гражданства установлены Конституцией России, а их толкование осуществлено в ФЗ « О принципах гражданства РФ». Рассмотрим принципы единого и равного гражданства в России. В прежнем российском законе о гражданстве наряду с общероссийским гражданством имело место быть гражданство республик в составе российской Федерации. Это фактически означало, что республики были государствами. В тех условиях принцип единого гражданства означал, что республиканское гражданство не обособлено от общероссийского и эффекта двойного гражданства не порождает. Невозможно не согласиться с мнением В. А. Ржевского, который выступая против гражданства республик, обосновывал свою позицию тем, что республики, входящие в состав Российской Федерации, не являются суверенными, и, следовательно, не могут обладать своим гражданством. Современная трактовка принципа единства гражданства базируется на мировой практике федерализма, которая основывается на отказе от возможности существования суверенного государства в составе другого суверенного государства. Такое положение является важнейшей гарантией государственной целостности нашей страны, так как предполагает отказ от права выхода субъекта Федерации из ее состава. В силу действия данного принципа невозможным являлось иметь гражданство республики в составе федерации, при этом, не имея российского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания российского гражданина на территории соответствующей республики. Республики не имели права принимать решения о прекращении своего гражданства. Действующий ныне Закон о гражданстве вслед за Конституцией РФ 1993 г. не предусматривает республиканского гражданства, хотя прямо и не отрицает его. В новых условиях единое гражданство, видимо, должно пониматься как определение гражданства Российской Федерации в качестве единственного в стране. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что роль принципа единого гражданства является очень актуальной в настоящее время, поскольку, Российская Федерация является федеративным государством, а единство гражданства помогает сохранить России целостность, суверенитет страны. Законодатель поступает достаточно справедливо, поскольку, единство гражданства ограничивает от ущемления в правах граждан, и предоставляет им гарантии соблюдения их прав и свобод. Принцип равного гражданства также имеет достаточно большое значение он закреплен в п. 2 ст. 4 ФЗ « о гражданстве в РФ». Данный принцип выражен в двух аспектах: содержательном и формальном. Содержательный аспект подразумевает равенство правовых статусов граждан, формальный аспект содержит равенство прав относительно вопросов связанных с гражданством. В законодательстве России не установлены определенные различия по отношению к правовому статусу лиц ставших гражданами Российской Федерации по разным основаниям таким как: усыновление, рождение, в связи с принятием гражданства и по другим причинам. Отсутствие деления граждан на «природных» (приобретших гражданство в связи с рождением) и «натурализованных» (т.е. принятых в гражданство) играет важную роль, поскольку, для некоторых граждан присутствие такого рода разделения было бы оскорбительным и ущемляющим. Таким образом, для всех граждан России устанавливается единый статус российского гражданина. Также, необходимо отметить, что принцип равного гражданства не допускает ограничение прав граждан по религиозной, расовой, социальной, возрастной принадлежности. 2.2. Принцип недопустимости лишения гражданства и сокращения числа лиц без гражданства Предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам. Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как "действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства. Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства. Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия. В настоящее время, принцип недопустимости лишения гражданства закреплен в п.4 ФЗ « о гражданстве РФ». Он означает, что государство не вправе лишить гражданства, оно может только отменить решение о приеме в гражданство. Также, в отличие от советского законодательства, в России лишение гражданство возможно по волеизъявлению гражданина. Запрет в Конституции РФ и в ФЗ о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию. Стоит отметить, что в недавнем времени встала проблема террористической опасности государства, в связи с этим, в государственную думу на рассмотрение был внесен ряд поправок, в том числе они касались и вопросов связанных с гражданством. Предлагается скорректировать Закон о гражданстве РФ, дополнив его новым основанием для лишения российского гражданства. Помимо представления подложных документов или заведомо ложных сведений (этот факт устанавливается в суде) основанием для лишения гражданства РФ предложено считать осуждение лица к наказанию по приговору суда за совершение хотя бы одного из преступлений террористической направленности (ст. 205, ст. 206, ст. 208, ст. 211, ст. 277 - 282.4, ст. 360, ст. 361 УК РФ). Исключение составляют случаи, когда лицо не имеет иного гражданства или гарантий на его приобретение. Впрочем, в Конституции установлен запрет на лишение гражданства (ч. 3 ст. 6). Поэтому не ясно, какова будет судьба закона, если эта формулировка останется неизменной. Касательно принципа сокращения числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит достаточно активную политику. Безгражданство – правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица принадлежности к какому-либо государству (гражданству). Законодатель устанавливает определение лицам без гражданства в ФЗ « о гражданстве РФ»: «Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства». Таким образом, определение законодателя достаточно неточное, поскольку, не устанавливается конкретный перечень требуемых документов, или иных средств для доказывания принадлежности к другому государству. То есть законом не запрещены любые методы доказывания, которые могут оказаться достаточно специфичными. Это является упущением со стороны законодателя. Как правило, безгражданство как и многогражданство появляется вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах. Российская Федерация не принимает участие в международных договорах касательно лиц без гражданства, а лишь ограничивается собственными мерами внутри страны. Как было ранее сказано, активная политика России направлена на сокращение лиц без гражданства и активно поощряется. Безусловно, в России заинтересованы в том, что бы увеличить число граждан, но, тем не менее, человек вправе сам выбирать себе гражданство, и государство дает ему полную свободу в этом выборе. Для лиц без гражданства существует специальные термин - «апатриды», который в буквальном значении - лицо без гражданства. Не смотря на то, что апатриды формально не имеют отношения к стране своего территориального размещения, государство предоставляет им гарантии. В Российской Федерации гарантии для лиц без гражданства устанавливаются Конституцией РФ. В обязанности государства входит обеспечение лиц без гражданства основными правами человека, и обеспечить им соответствующий режим. Стоит отметить, что в лица без гражданства в России приравнены к статусу иностранных граждан, исключение составляет лишь тот фак, что апатриды не имеют права на дипломатическую защиту. 2.3. Принцип допущения двойного гражданства На основании статьи 62 Конституции РФ, граждане России имеют право на приобретение второго гражданства. Стоит отметить, что двойное гражданство возможно исключительно с теми странами, с которыми Российская Федерация заключила договор. К таким странам на данный момент можно отнести Таджикистан. То есть двойное гражданство в России отрицается, если такие факты не попадают под действие нормативных актов. На этом базируется принцип допущения двойного гражданства, смысл которого заключается в том, что Россия признаёт возможные юридические последствия, неизбежно вытекающие из той ситуации, когда её гражданин получает второй паспорт. Однако такие возможные последствия не будут признаны, если получение второго гражданства законодательно урегулировано не было. Российские законы не предусматривают разного рода ограничителей, которые препятствовали бы получению и....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: